Учимся быстро читать
По мнению большинства учителей и педагогов, быстрота чтения является залогом успешного обучения, помогая ребёнку быстрыми темпами поглощать новый материал, перенося его со страниц книги в его память. Аргументов в пользу скорости чтения становится только больше, учитывая информационную составляющую современного мира, где ежедневно появляется всё больше и больше новых источников этой самой информации.
Становится очевидным, что дети, не умеющие быстро читать или, правильней сказать, необученные быстрому чтению, более склонны к неуспеваемости в школе. Ведь они просто не успевают прочитать то количество книг и учебников, которое уже осилили более быстрые одноклассники. Это не только приводит к отсутствию знаний, которые могли быть получены посредством книг, но и к упущению возможностей повысить свой кругозор.
Все мы уже привыкли слышать, что чем больше ты читаешь, тем умнее становишься, что, несомненно, является очевидным фактом. В свете вышесказанного, можно добавить один интересный момент. Как бы это странно ни звучало, но люди, умеющие быстро читать, далеко не всегда владеют красивой и грамотной речью, как и наоборот. Поэтому будет некорректным предполагать, что дети, которые умеют правильно строить свою речь, также быстро и легко справляются с восприятием текста со страниц книг и учебников, что порой вводит некоторых родителей в глубокое заблуждение насчёт качества чтения их ребёнка.
Скорость восприятия новой информации
Для некоторых детей медленное чтение является способом качественного усвоения нового материала. В таком случае не стоит особо спешить с ускорением этого процесса, ведь тогда ребёнку не будет хватать времени осознать прочитанное, что только негативно отразится на его самооценке. Не секрет, что многие школьники после прочтения какой-либо книги даже не могут внятно пересказать текст. Причина одна – их мозг просто не успевает переваривать новую информацию, особенно, если в тексте отсутствует чёткий сюжет, что свойственно учебникам по различным техническим предметам и научной литературе, где главной задачей является передача знаний, а не развлечение, как в беллетристических материалах и литературных произведениях.
Тут самым правильным подходом будет постепенное увеличение скорости чтения, совместно с постоянным контролем усвоения нового материала. Сделать это можно путём пересказа прочитанного. Так вы сможете легко и просто контролировать качество восприятия вашим ребёнком новой информации, получаемой посредством текста.
Про себя или вслух
Как правило, и взрослые и дети про себя читают намного быстрее, чем вслух. Объяснить это очень просто. Дело в том, что когда мы читаем книжку вслух, нам нужно постоянно контролировать свою речь на предмет грамотного произношения, а именно: оговорок, интонации, чёткости и разборчивости. Этого нельзя сказать о чтении про себя, где мы полностью погружены в своё сознание, которое охотно даёт нам поблажки в виде срезания и «проглатывания» предлогов, окончаний слов, а иногда и целых фраз. Поэтому не стоит удивляться, когда по просьбе учителя, школьник начинает, заикаясь, произносить вслух написанное в книге. Именно произносить, иначе это не назовёшь.
Важно как можно чаще практиковаться в чтении вслух. Это позволит не только увеличить скорость чтения, но и сделает речь ребёнка более лаконичной, грамотной и красивой. Сознание научится правильно строить фразы, что, безусловно, крайне положительно отразится не только на качестве речи, но и на ораторских способностях ребёнка.